В августе 1902 г. в Самаре было открыто Отделение Русского Музыкального общества (РМО), а при нем Музыкальные классы. Это было большое событие в культурной жизни города, т.к. отсутствие музыкальных учреждений и, особенно, учебного заведения, готовившего музыкантов-профессионалов, сдерживало музыкальное развитие в Самаре.
В 1911 Музыкальные классы были преобразованы в Музыкальное училище. Основателем, директором и преподавателем музыкальных классов (а затем и музыкального училища) с 1902 по 1920 гг. был Яков Яковлевич Карклинь.
Обучение в первые годы велось в основном по трем специальностям: фортепиано, сольное пение и скрипка. Делались попытки открыть классы духовых инструментов и виолончели, но они поначалу успеха не имели из-за скудности материальной базы. Основными источниками средств училища в те годы были мизерные сборы от концертов, высокая плата за обучение и небольшие пожертвования частных лиц. В классы принимали одновременно и детей и взрослых. Обучение было платное - 120 рублей в год, что делало музыкальное образование малодоступным для большинства населения города. Не имея государственных средств, училище постоянно испытывало материальные затруднения. Но несмотря на трудности, начало профессиональному музыкальному образованию в Самаре было положено.
Среди первых педагогов училища были пианисты Н.А. Карклинь-Тихонова, В.А. Пегушина, скрипач Я.М. Бенеш, некоторое время работал молодой талантливый скрипач М.Т. Эрденко, ставший затем провессором Киевской консерватории (у него позднее учился Ю.А. Судаков). А с 1909 начинает работать выпускница Петербургской консерватории (по классу М.Н. Бариновой) Анна Федоровна Лаговская, - одаренный музыкант и блестящий педагог. Она проработала в училище более 55 лет и воспитала целую плеяду пианистов.
Небольшой по составу педагогический коллектив училища развивает активную просветительскую деятельность. Ведущие педагоги (особенно часто А.Ф. Лаговская) выступают в концертах, исполняя сложные произведения западной и русской музыкальной классики. Концерты преподавателей и учащихся способствуют росту музыкальной культуры в Самаре, а имена педагогов приобретают широкую известность в городе.
Первые выпуски училища были небольшими, но они заложили фундамент более широкого профессионального образования в Самаре. С 1913 г. начинают работать в училище по классу пения А. Огородникова (она проработала в нем более 40 лет), по классу фортепиано Л. Бардская (позднее известный педагог ДМШ №1).
В газете "Голос Самары" (от 15.05.1916) был помещен годовой отчет музыкального училища. Из него известно, что перед революцией в училище работало 15 преподавателей по музыкальным предметам: 4 - по классу фортепиано, 3 - по классу пения (один по теории), 2 - по классу скрипки, 4 - по классу духовых инструментов (труба, валторна, корнет, баритон, флейта, кларнет, гобой), 2 - виолончель и контрабас. В училище обучалось 370 человек: по классу фортепиано - 181, классу пения - 40 учеников, по специальной теории - 3 ученика, скрипке - 85, виолончели 17, медным духовым - 20 человек, флейте - 11, кларнету - 10, гобою - 3. Было устроено 7 музыкальных вечеров учащихся и 4 очередных концерта. Окончила с аттестатом I степени на звание "Учитель музыки" А.Г. Войцеховская (кл. ф-но Н.А. Карклинь-Тихоновой).
В начале 20-х годов положение в училище сложилось тяжелое: гражданская война, экономическая разруха резко сократили количество учеников, не было инструментов, помещения.Ученик А.Ф. Лаговской Я.Б. Пеккер поехал в Москву, был принят наркомом просвещения А.В. Луначарским и помощь молодого советского государства музыкальному училищу незамедлительно была оказана. За ним закрепляется учебное здание на улице Дворянской 88 (ныне ул. Куйбышева) - небольшой двухэтажный особняк (бывший магазин Бема, в нем до революции училище арендовало всего несколько классов), кроме того училище получило ряд новых музыкальных инструментов, реквизированных у буржуазии.
После трудных первых послереволюционных лет училище во второй половине 20-х гг. переживает период бурного роста, становления. Широко распахнулись двери музыкального заведения для детей рабочих, служащих и крестьян. Педагогический состав претерпевает существенные изменения. Директор училища Л.Л. Карклинь еще в 1920 г. уехал в Латвию, где вскоре стал профессором Рижской консерватории. На протяжении 20-х и начале 30-х годов в училище вмешивается целая группа таких замечательных педагогов, как скрипачи - А.К. Щепалин, Д.Е. Френкин (он же преподаватель музыкально-теоретических дисциплин), Ю.А. Судаков - выпускник Киевской консерватории по классу М. Эрденко и Н. Скоморовского; пианисты - С.Д.Орлов, А.Н. Раниец, Н.З. Фельдштейн, А.А. Шац - воспитанница А.Ф. Лаговской; теоретики Н.В. Юхновский (он же и дирижер), Д.М. Осипов, виолончелист Л.Я. Эдельман, балалаечник и домрист А.И. Алло. В основном это были приезжие музыканты. Та же тенденция характерна и для всего последующего довоенного периода. В городе по-прежнему ощущалась острая потребность в специалистах, которые сумели бы развернуть сеть музыкального образования.
Во второй половине 30-х годов в училище начинают работать альтист А.Г. Вельтман музыкант-самоучка, баянист Л.Д. Федоров, виолончелист Э.Н. Тейх, пианисты и теоретики А.В. Нечаев и А.В. Фере, выпускник Лениградской консерватории А.Н. Шхинек. Это были прекрасные, талантливые музыканты, обладавшие незаурядной эрудицией, подлинные энтузиасты своего дела. Они сочетали педагогическую деятельность с исполнительством, неустанно совершенствуя свое мастерство. В эти годы в городе регулярно проходили камерные и симфонические концерты педагогов, учащихся училища. Был известный струнный квартет в составе Ю.А. Судаков (1-ая скрипка), А.Г. Вельтман (альт), Л.Я. Эдельман (виолончель), позже М.Н. Тейх (виолончель). Симфонический оркестр училища под управлением Н.В. Юхновского исполнял произведения зарубежной и русской классики (концерты нередко проходили в зале Дома Красной Армии - ОДО). А в 1933-34 учебном году силами учащихся была поставлена опера Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста". Такая широкая и разнообразная просветительская деятельность сыграла огромную роль в развитиии музыкальной жизни города в довоенные годы. В 30-е годы профиль училища значительно изменяется: открывается новое отделение - МУЗВОС (детское музыкальное воспитание), отделение народных инструментов (в 20-е гг. были лишь классы балалайки и домры). Руководителями этих отделений были Н.З. Фельдштейн и А.И. Алло.
В период с середины 30-х по 1941 г. в деятельности Куйбышевского музыкального училища наступает пора творческой зрелости. В эти годы работают почти все специальные классы: фортепиано, скрипки, виолончели, сольного пения, флейты, гобоя, кларнета, фагота, трубы, валторны, тромбона, народных инструментов. Сформировался замечательный педагогический коллектив. Директором училища был скрипач Александр Кузьмич Щепалин.
Наступил грозный 1941 год. С началом войны училище было закрыто. Его директор вместе с некоторыми педагогами и учащимися ушел на фронт. Занятия возобновились в 1943, в подсобном помещении ТЮЗа (Театра Юного Зрителя), и лишь в 1945 училищу вернули в его старом здании (ул. Куйбышева 88) узкий коридор и несколько комнат. Условия для работы были чрезвычайно сложными (например многие индивидуальные занятия проходили на квартирах, часто коммунальных - у педагогов) и усугублялись еще и тем, что одновременно с училищем (на 2 этаже) в этом помещении располагалась ДМШ №2 (на первом этаже). Директором училища в эти трудные годы (1943-48) была неутомимая, деятельная Надежда Зельмовна Фельдштейн.
Несмотря на все трудности, педагоги училища работали самозабвенно, и результаты этой работы сказались уже в 1944-46 гг, когда проходили республиканские конкурсы, смотры. Так газета "Литература и искусство" (от 12 августа 1944) писала по поводу первого Всероссийского республиканского смотра музыкальных учебных заведений (училищ и консерваторий): "Жюри установило наличие несомненных педагогических и творческих достижений в ряде учебных заведений перефирии. К числу лучших должны быть отнесены музыкальные училища г. Куйбышева (Самары), Иванова, Горького, Свердловска...". А в телеграмме, пришедшей в адрес училища после окончания второго Республиканского смотра говорилось: "Куйбышевское музыкальное училище показало блестящие достижения вузовского плана". И по сей день училище поддерживает репутацию одного из ведущих учебных заведений.
Педагогический коллектив училища пополняется новыми именами. Не дожил до победы, скончался в госпитале от ран, полученных на фронте замечательный, необычайно одаренный музыкант А.В. Нечаев. С 1945 г. в училище начинает работать А.Д. Франк - выпускник Московской консерватории, талантливый, тонкий музыкант. Его деятельность в училище продолжалась до 1960 (до приглашения в Уфимский институт искусств) и за это время он воспитал большую группу пианистов. Возвращаются в училище педагоги и учащиеся - бывшие фронтовики. В числе педагогв были А.Н. Шхинек, Ю.Н. Яхонтов (баянист), Н.К. Куранов (дирижер-хоровик), А.В. Рохгендлер (скрипач с 1951г.) Директором училища с 1948 по 1954 после отъезда Н.З. Фельдштейн становится Дора Савельевна Тартаковская. Она появилась в Куйбышеве в годы войны Дора Савельевна организовала музыкальную школу в г. Черкассы, была директором курсов повышения квалификации музыкальных педагогов при консерватории в г. Киев. В конце 40-х, начале 50-х годов в училище начинают работать после окончания консерваторий (и одновременно обучаясь на заочных отделениях в них) его бывшие воспитанники - Третьякова Т.П., Невский В.С., Муравьева Л.А. (выпускница Московской консерватории, сменившая А.Д. Франка на посту заведующего фортепианным отделением), Д.Г. Шаталов, Ахматов Ю.А., Курьян Г.И. Все они со временем стали ведущими специалистами училища. В эти годы деятельность училища приобретает большой размах: коллектив ведет интенсивную просветительскую работу, регулярно выступает с лекциями-концертами, выезжая и в районы области, шевствует над городской и сельской самодеятельностью.
Дальнейший рост учебного заведения сдерживался слабой материальной базой: училище по-прежнему ютилось в старом особняке, плохо приспособленном для разнообразной и сложной работы разраставшегося коллектива. Все хлопоты по улучшению материальной базы училища легли на плечи нового директора Дмитрия Георгиевича Шаталова, находившегося на этом посту с 1954 по 1977гг. Много усилий, энергии, деловитости пришлось приложить ему, чтобы хорошо оборудовать новое учебное здание по улице Куйбышева 102, полученное в 1960г. (в нем училище размещается и в настоящее время - корпус №1). За долголетнюю деятельность как педагога и директора Куйбышевского музыкального училища Д.Г. Шаталову было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РФ". В 60-е годы лицо музыкальной жизни города все больше начинают представлять воспитанники музыкального училища. Их можно встретить среди артистов театра оперы и балета, филармонии, среди преподавателей музыкальных учебных заведений (ДМШ, педагогического и культпросвет училища, музыкального факультета педагогического института, а позже - в институте культуры - ныне Самарская государственная академия искусств и культуры). Можно назвать имена хотя бы некоторых из них: заслуженный артист РСФСР Н.М. Загадкин - концертмейстер симфонического оркестра филармонии; заслуженные работники культуры РФ Е.Цветова, М.Волченок, дирижеры Г.Беляев, В. Беляков; преподаватели музыкально-педагогического факультета Куйбышевского педагогического института - доцент В.С. Невский, Г.А. Трифонова, И.А. Касьянова, Л. Вохмянин и многие другие.
С конца 50-х годов и в первой половине 60-х в училище пришла новая группа молодых педагогов, в недавнем прошлом - выпускников училища, которые с большим энтузиазмом включились в работу учебного заведения: это пианисты - М.Н. Загадкина, Г.Е. Каторжанская, Г.А. Беляева, Л.В. Парфенова, Л.М. Шарыпова; Е.М. Лакирев - балалаечник и руководитель оркестра народных инструментов;дирижеры - Г.А. Яворский, Н.А. Ревнитская, преподаватель по классу вокала - Э.И. Фельдман (Коротаева); теоретики - Л.И. Герасимова, Л.С. Андреева, Л.И. Шкиренко, Л.Л. Филиппова. Педагогический коллектив училища неустанно совершенствует профессиональную подготовку молодых музыкантов. Продолжая традиции, уходящие своими корнями глубоко в историю русской исполнительской школы, педагоги воспитывают в своих учениках стремление к постоянному профессиональному росту, расширению творческого кругозора, прививая им навыки самостоятельного прочтения музыкальных произведений. Результатом этой повседневной кропотливой работы является непременное участие (с 60-х гг. и до сегодняшнего дня) воспитанников училища в смотрах, конкурсах, олимпиадах (областных, зональных, республиканских и даже международных).
Успешное участие в творческих соревнованиях, увлеченность своей профессией в большинстве случаев определяет дальнейшую судьбу воспитанников училища. Многие его талантливые питомцы вносили и вносят свой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Среди них - исполнительница русских народных песен, народная артистка РФ О. Ковалева, заслуженная артистка РФ Г. Жуковская, народный артист РФ А. Большаков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Саратовской консерватории Б. Сосновцев, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, и.о. профессора Ташкентской консерватории Я.Б. Пеккер, дирижер оркестра Ансамбля краснознаменного Балтийского флота, заслуженный артист Литовской ССР В. Красовский, артисты оркестра и ансамбля скрипачей Большого театра Н. Демина, Г. Небритов; баянисты Ф. Фильчев и В. Авралев (ученики Д.Г. Шаталова), ведущие большую концертную деятельность. Большое число выпускников училища получив высшее образование, работают в оперных театрах, симфонических оркестрах, консерваториях и училищах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Ульяновска, Уфы, Пскова, Мурманска, в ближнем и дальнем зарубежье.
В 60-70 гг. в области открывалось большое количество ДМШ, музыкальных студий и т.д. Потребовались и кадры для них. В эти годы были большие приемы на все отделения училища. Как только кадровый голод закончился, училище стабильно принимает ежегодно 70 человек на 7 отделений. Педагогический коллектив насчитывает до 100 человек. Среди педагогов (в подавляющем большинстве бывших воспитанников училища) выпускники Московской консерватории, Академии им. Гнесиных, консерваторий Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Свердловска, Новосибирска. Директором с 1977 по 1985 была Евгения Александровна Калашникова. С 1985 г. по сегодняшний день директором училища является заслуженный работник культуры РФ Владимир Викторович Ириков.
Информация предоставлена