Наша история

Огромный потенциал, накопленный Россией к середине XIX век, дал толчок небывалому развитию всех сил культурной жизни страны. Появились крупные творческие личности, подвижники, заложившие основу профессионального образования, в том числе музыкального. Открытие в середине 1860-х годов по инициативе братьев Рубинштейн Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, сразу заявивших о себе как об учебных заведениях высочайшего класса, появление в Москве школы Гнесиных (1890-е) привели к появлению педагогических и исполнительских традиций, сформировавших к началу XX века оригинальную российскую педагогическую школу.

Так это начиналось ...

Одними из первых педагогов фортепианного отделения самарских курсов ИРМО стали выпускники Санкт-Петербургской консерватории Э.И. фон Эльген и Даугулль (ученик А.Н. Есиповой). Классы были большими (в 1903/4 годах - 76, в 1907/8 - 99 человек), только у фон Эльген число учеников достигало 48. Старшие учащиеся вели классы обязательной игры на фортепиано у младших. Своего помещения классы на первых порах не имели, и занятия по специальности проходили дома у преподавателей, а концерты - в залах реального училища и коммерческого собрания.

Интересны программы выпускного экзамена по специальности:

Учащаяся М. Липина

Бах - Фуга gis-moll

Бетховен - Соната As-dur

Шуман - Ноктюрн Fis-dur

Рубинштейн - Концерт d-moll. I часть

Учащаяся Д. Суворова

Бах - Фуга g-moll

Бетховен - Апассионата

Шуман - Танцы давидсбюндлеров № 5,8,10,11

Шопен - Колыбельная

Лист - Тарантелла

Григ - Концерт, I часть

В 1906 году преподавателем по классу фортепиано была приглашена Анна Федоровна Лаговская (1882-1974), которую по праву можно назвать основоположницей самарской профессиональной пианистической школы. Она получила образование в Санкт-Петербургской консерватории в классах А.А. Розанова, С.А. Малоземовой и

Анна Федоровна Лаговская

(М.Н. Бариновой которая, в свою очередь, брала уроки у И. Гофмана и Ф. Бузони). Педагогическая деятельность Лаговской - целая эпоха в жизни училища. Ее школа несет черты высочайшего профессионализма и духовной творческой энергии. Ее педагогический стиль отличали большая сила убеждения, тонкий вкус, острое чувство современности, самокритичность, четкое осознание цели.

Педагогический почерк Анны Федоровны характеризовали стремление к содержательному репертуару, точности исполнения авторского текста, динамики, агогики, педализации, туше. В процессе работы она требовала от своих учеников максимальной энергии и самоотдачи.

Фортепианный отдел музыкального техникума Яркая музыкальная одаренность, огромное трудолюбие и целеустремленность позволили Лаговской с первых шагов исполнительской и педагогический деятельности завоевать огромный авторитет. Ее высоко ценили Д. Шостакович, Г. Гинзбург, Л. Оборин, Д. Кабалевский, В Мержанов. За годы работы в училище (1906-1961),

заведующим фортепианного отделения которого долгое время была А.Ф. Лаговская, она подготовила немало превосходных музыкантов, продолживших и успешно развивающих ее дело. Среди них: Л.А. Муравьева, Т.П. Третьякова, М.Н. Загадкина, О.И. Куликова, Г.А. Беляева, А.А. Шац, К.Д. Ассеева, И.А. Гусева, Т.С. Львова, заслуженные работники культуры РСФСР А.Е. Любимова и И.А. Кондратьева.

Около четырех десятилетий в училище преподавал Савелий Осипович Орлов.

Класс С.О. Орлова

Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, он был не только превосходным пианистом и педагогом, но и талантливым композитором, автором многих фортепианных пьес, Концерта для фортепиано с оркестром. Орлов был верным последователем и горячим пропагандистом традиций

отечественной фортепианной школы. Добрый и мягкий человек, он становился суровым и непримиримым, если слышал в игре своих учеников вычурность, манерность или бездушие, формальное исполнение музыкального произведения. Савелий Осипович обладал замечательной музыкальной памятью и редкой эрудицией. Так, говоря о присущих русской музыке жизненной правде, реализме, он мог по памяти сыграть целые эпизоды из "Князя Игоря", "Бориса Годунова" или "Снегурочки". Прекрасный интерпретатор классической музыки, Орлов хорошо знал и сочинения советских композиторов. Особенно любил Прокофьева. Из учеников С.О. Орлова следует отметить Л. Иноземцеву - концертмейстера Куйбышевской филармонии, Р. Серебро - солиста и концертмейстера филармонии, С.В. Виноградову - педагога ДМШ №2, О.Е. Ельшанскую - педагога Куйбышевского музучилища, Т.А. Семенову - педагога Куйбышевского музыкально-педагогического училища.

После Октябрьской революции изменился социальный состав учащихся, пришла талантливая молодежь из рабочей и крестьянской среды. На смену домашнего обучения музыке пришли государственные музыкальные школы. Перед училищем встала проблема подготовки музыкантов-профессионалов для агитационно-просветительской и педагогической работы, для руководства коллективами художественной самодеятельности.

Произошли изменения в организационной структуре училища: оно было переименовано в музыкальный техникум и получило права среднего специального учебного заведения, получило возможность увеличить прием учащихся, укрепить существующие и создать новые отделения. Фортепианный отдел пополнился талантливыми педагогами, из которых следует выделить ученицу А.Н. Есиповой - Анну Николаевну Раниец

Надежда Зельмовна Фельдштейн

и Надежду Зельмовну Фельдштейн - эрудированного человека, великолепного музыканта, талантливого организатора, долгие годы работавшую директором училища, заведующую отделом музыкального воспитания. Они вместе с Адлер, Юдиной, Гасановым и педагогами старой школы - А.Ф. Лаговской и С.О. Орловым - сумели добиться высокого профессионализма выпускников, создать сплоченный коллектив единомышленников.

С 1945 по 1960 год в Куйбышевском музыкальном училище преподавал и заведовал фортепианным отделением Александр Давыдович Франк. Талантливый музыкант, ученик Константина Николаевича Игумнова, он был душой музыкальной жизни города. Работая солистом филармонии, Франк исполнил ряд запоминающихся фортепианных концертов - Чайковского, Бетховена, Сен-Санса, Гасанова. Он часто выступал с сольными программами, а также в камерных вечерах с виолончелистом Милием Тейхом. Многие педагоги отдела - его ученики: В.И. Хайкина, И.М. Ярина, Л.В. Парфенова, Н.Н. Демидова, Г.Е. Каторжанская, Л.М. Шарыпова, О.Н. Вайзян, Н.В. Добродицкая, С.Г. Виноградова.

С 1949 года в училище начала работать Лидия Александровна Муравьева (1925-1990), в 1961-81 годах она возглавляла фортепианный отдел. Муравьева училась у А.А. Шац в музыкальной школе, у А.Ф. Лаговской в училище, затем у профессора В.С. Белова в Московской консерватории. Среди однокурсников и друзей Лидии Александровны были Станислав Нейгауз, Лев Наумов, Мстислав Ростропович. Лидия Александровна была прирожденным педагогом. Ей удалось воспитать ярких музыкантов, среди которых: лауреат Международного конкурса им. Дж. Верди Александр Ардаков, дипломант Международного конкурса пианистов в Веричелли Сергей Загадкин, лауреаты Поволжского конкурса им. Д.Б. Кабалевского Наталья и Ольга Шаталовы, Г. Вахрушева, Л. Вохмянин, А. Якубович, М. Ассеева, И. Осмакова, Борис Федоров, Л. Деревянных ... Лидия Александровна прекрасно чувствовала индивидуальность каждого ученика, бережно ее сохраняла и развивала. Концерты класса Муравьевой были настоящими праздниками фортепианной музыки. Работала она с полной отдачей и требовала того же от других. Для каждого из учеников, независимо от степени его одаренности она находила место в своем чутком сердце. Среди учеников Муравьевой - проректор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова В. Лукьянов, профессор Московской академии им. Гнесиных В. Носина, и.о. профессора, заведующая кафедрой Нижегородской консерватории Е. Алексеева, заслуженная артистка России О. Иванова. Б. Федоров преподает в Киевской консерватории, С. Курбатова - в Новосибирской. В различных вузах Самары работают Е. Кузьмина, Л. Лакирева, В. Шевердин, в Самарском музучилище - Л. Ахмедова, Б. Декман, Л. Глазистова, О. Любимова, М. Найденова, Г. Рязанова, Е. Черткова, заслуженные работники культуры РФ В. Сойфер и Н. Файн.

Заметный вклад в становление отделения внес Александр Наумович Шхинек.

Александр Наумович Шхинек Он окончил Ленинградское музыкальное училище по классу М.В. Нарбука (также ученика Есиповой) и Ленинградскую консерваторию у профессора Н.И. Голубовской. С 1938 по 1976 год Шхинек преподавал в Куйбышевском музучилище, его педагогическая деятельность прерывалась лишь однажды: в 1941 году он был призван в действующую армию и четыре года воевал на Карельском фронте и Дальнем Востоке. Среди учеников А.Н. Шхинека: В.С. Невский, М. Алешинский, Е.Н. Прокопенко, И.Г. Кечкина, А.М. Хабаров, возглавляющий кафедру специального фортепиано Самарской государственной академии культуры и искусств.

С 1956 по 1985 год в училище работала Магдалина Николаевна Загадкина.

Магдалина Николаевна Загадкина В 1982-85 годах она возглавляла фортепианное отделение. Загадкина - выпускница Горьковской консерватории (класс С.В. Поляковой). Одним из главных ее педагогических качеств было умение вовлечь в творческую работу всех учеников независимо от уровня их подготовки и способностей, создавая условия для развития индивидуальности. Она стремилась пробудить и развить в учащихся способность мыслить, большое внимание уделяя развитию технических навыков, работе над крупными по форме и замыслу произведениями, что, в свою очередь, давало им широкие возможности для профессионального роста. Среди ее учеников - заместитель начальника Департамента культуры Ленинградской области О.В. Осипов, дипломант I Международного конкурса имени Клары Шуман в Дюссельдорфе и XVI Международного конкурса

пианистов в Солерно, доцент кафедры фортепиано СГАКИ Д. Дятлов, доцент кафедры фортепиано СГАКИ В. Семенов, преподаватели и концертмейстеры СГАКИ С. Лунева, Ю. Сафонова, Н. Зиньковская, преподаватели Самарского музыкального училища С.В. Рубанистая, И.А. Маргаритова, О.И. Островская, Е.В. Крылова.

В 1964 году начала свою педагогическую деятельность выпускница Гнесинского института (класс профессора К.Х. Аджемова) Лариса Васильевна Парфенова,

Лариса Васильевна Парфенова с 1985 года возглавляющая фортепианное отделение. Лариса Васильевна - педагог по призванию, необычайно эрудированный как в вопросах фортепианного исполнительства и педагогики, так и во многих областях искусства. Она побуждает учеников к творческому поиску, активному самообразованию. Пристальное внимание к личности ученика позволяет ей всегда выбирать единственный путь к формированию его, как личности, музыканта-профессионала, вселяет уверенность в силах, создает основу для дальнейшего творческого самоопределения и развития. Масштабность мышления, многообразие фортепианных красок, чувство стиля, техническая оснащенность - отличает ее учеников, подтверждение тому - многочисленные победы ее воспитанников на различных конкурсах.

Возглавляя фортепианную секцию областного методического совета при Департаменте культуры Администрации Самарской области, Лариса Васильевна отдает много сил развитию музыкального образования. Она - непременный член жюри городских и областных конкурсов молодых пианистов, способствуя выбору профессиональной ориентации новых поколений музыкантов.

Преподаватели фортепианного отделения училища активно занимаются методической работой, курируют музыкальные школы города и области. На зачетах и экзаменах обсуждаются основные направления профессиональной деятельности, вырабатываются единые критерии оценки работы учащихся, рассматриваются вопросы подготовки к конкурсам и концертам, проводятся мастер-классы, курсы повышения мастерства преподавателей.

Все годы существования фортепианного отделения педагоги занимаются исполнительской деятельностью, что, безусловно, является основой их творческого роста и прекрасным примером для учащихся. Традиции педагогических концертов берут свое начало с выступлений А.Ф. Лаговской и С.О. Орлова. Бльшое место занимала концертная деятельность в творчестве А.Д. Франка, Л.А. Муравьевой. Нельзя не вспомнить прекрасные камерные выступления Л.В. Парфеновой и Г.И. Курьян,

Куйбышевское музыкальное училище, 1959 год

М.Н. Загадкиной, фортепианные ансамбли О.Н. Вайзян и Г.Е. Каторжанской, В.А. Сойфер и Л.И. Глазистовой, сольные концерты И.М. Яриной и Н.Н. Демидовой, творческие союзы Барынина и Т.П. Третьяковой, Э.И. Коротаевой, Г.Ф. Фазыловой и Б.Ю. Декман.

"Эпоха конкурсов" началась для фортепианного отделения училища в 60-е годы, когда "оттепель" пробудила инициативу, энтузиазм, жажду обновления. Конечно, и раньше о высокой конкурентоспособности выпускников свидетельствовали успехи на вступительных экзаменах в Гнесинский институт, Московскую и Ленинградскую консерватории, куда ежегодно поступало по 2-3 куйбышевских пианиста. Однако именно в 1962 году возникла идея создания молодежного конкурса в нашем городе, чтобы на еще более высокую ступень поднять музыкальную культуру, улучшить работу музыкальных школ и училищ, а педагогам - создать условия для более эффективного обмена педагогическим и методическим опытом. Но самое важное - дать возможность молодым талантам из провинции сделать первый серьезный шаг на пути совершенствования своего мастерства, услышать своих сверстников, пообщаться с профессионалами - знаменитыми композиторами, дирижерами, педагогами, сыграть с симфоническим оркестром на на большой филармонической сцене. Идея конкурса принадлежит преподавателям Куйбышевского музыкального училища Л.А. Муравьевой, М. Маркодьян, Л.В. Парфеновой. Они же в основном разработали его условия и продумали содержание первых программ. Организационную, финансовую и материальную стороны взял на себя Городской Молодежный Клуб и областное управление культуры, решив, что конкурс должен был проводиться один раз в два года. Первоначально возраст участников был ограничен семнадцатью годами, в результате чего в нем могли участвовать лишь школьники и учащиеся младших курсов училища. Конкурсное испытание состояло из трех туров. В последнем прошедшие предварительный отбор должны были исполнить концерт для фортепиано с оркестром современных отечественных композиторов. Свое имя в наименовании конкурса разрешил использовать Дмитрий Борисович Кабалевский. Он принимал непосредственное участие в его проведении. Невероятная энергия, жизнелюбие, удивительная доброжелательность создавали особую атмосферу этого "доброго" конкурса, как окрестили его в печати. Замечательной традицией стало совместное обсуждение его результатов между членами жюри и педагогами участников. Уникальность конкурса имени Кабалевского в том, что он был первым и долгое время - единственным в стране юношеским конкурсом пианистов. Только в 70-е годы по его образцу и подобию возник целый ряд региональных и российских конкурсов. С 1962 по 1996 год состоялось 18 конкурсов, и в каждом из них среди лауреатов были студенты Самарского музыкального училища:

I (1962) - Н. Шаталова (I);

II (1964) - Л. Вохмянин (II), Н. Николаева, М. Алешинский (оба - III);

III (1966) - В. Спиридонова (II), Будникова;

IV (1967) - С. Орлов;

V (1970) - О. Шаталова (II), М. Ассеева (диплом);

VI (1972) - А. Ардаков (I), А. Якубович (III);

VII (1974) - Г. Ставцев, М. Найденова, Асмакова;

VIII (1976) - Б. Федоров (II), С. Загадкин (диплом);

IX (1978) - И. Платонова (III), Л. Деревянных (диплом);

X (1980) - О. Холопова (I);

XI (1982) - П. Назаров (II);

XII (1984) - И. Маргаритова;

XIII (1986) - О. Балькина;

XIV (1988) - Е. Стародубцева (III), Н. Демина (диплом);

XV (1990) - Р. Панфилов;

XVI (1992) - Т. Холопова (I);

XVII (1994) - О. Покровская (II);

XVIII (1996) - Ю. Евсеева (I).

В феврале 1979 года в училище был организован конкурс к 150-летию со дня смерти Ф. Шуберта. Лауреатами его стали Л. Захарова, А. Майоров (ныне заведующий эстрадной кафедры Самарской академии Искусств), Е. Мягкова, М. Рубанистая. Жюри возглавлял А.Д. Франк, доцент Уфимского института искусств.

С 1991 года регулярно проходит областной конкурс на лучшее исполнение концерта с оркестром имени А.Ф. Лаговской. В нем участвуют не только пианисты, но и струнники, духовики. Задача конкурса: "Совершенствование исполнительского мастерства учащихся, знакомство с лучшими произведениями жанра инструментального концерта, приобретение навыков ансамблевого музицирования". Среди его лауреатов разных лет - учащиеся фортепианного отделения: Л. Кавбота, О. Покровская, М. Чегодаева.

По инициативе педагогов учрежден областной конкурс имени Л.А. Муравьевой, вначале - для учащихся музыкальных школ, а с 2000 года, когда в нем стали принимать участие и студенты училища, лауреатами стали Ю. Вакарчук (I), А. Ежова (II), Д. Щукина (III).

Успешно выступают и завоевывают лауреатские места воспитанники училища и за пределами области на зональных и всероссийских конкурсах - в Санкт-Петербурге, Саратове, Новгороде, Пскове, Волгограде, Краснодаре, Петрозаводске.

Материал из архивов Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова и методического кабинета по учебным заведениям Департамента культуры Администрации Самарской области подготовили: преподаватель отделения теории музыки Самарского музыкального училища Л.И. Шкиренко и преподаватель фортепианного отделения Е.Ю. Черткова..

Hosted by uCoz